расклинцовка щебня

Расклинцовка щебня

Чтобы обеспечить для дороги или фундамента прочную, долговечную и, главное, неподвижную подушку, был разработан метод расклинцовки щебнем. Это проще и дешевле, чем бетонирование. Для обустройства основания дорожного покрытия нужен только щебень и трамбующая техника.

Суть метода расклинцовки

Сам по себе щебень – сыпучий материал. Чтобы создать из него не подверженное деформациям и способное выдерживать большие динамические нагрузки покрытие, его можно дополнить вяжущим материалом. Битумом или бетоном. Но можно обойтись и без него.

Заклинка щебнем – это способ уплотнения щебневой подушки, при котором пустоты между крупными зернами заполняются более мелкими фракциями и плотно трамбуются. Может быть использован щебень 2-х или 3-х различных фракций.

На первом этапе, после выполнения подготовительных работ – расчистки и выравнивания грунта, укладывается крупнозернистый щебень. Фракция 40-70 мм.  Он разравнивается и уплотняется при помощи катка или виброплиты.

Отметим, что для создания автомобильного полотна, покрытия для железнодорожных путей или аэродрома необходимо строго соблюдать нормативы и придерживаться технологии, то для частного строительства могут быть использованы альтернативные методы уплотнения.

Сверху насыпается щебень с меньшим размером зерна – от 20 до 40 мм. Он снова тщательно трамбуется. При этом, чтобы облегчить процесс, покрытие обильно смачивается водой. Третий слой щебня имеет зерно 5-10 мм.

При трамбовке мелкие зерна проникают в пустоты между крупными, заклинивая их между собой. В результате образуется однородное плотное неподвижное покрытие. Расклинцовка щебня позволяет создать монолитное, упругое основание, хорошо распределяющее динамическую нагрузку на грунт. Это значительно повышает эксплуатационные качества и продляет срок службы покрытий.

 Сферы применения

Метод нашел широкое распространение как в промышленном, так и в частном строительстве.

С применением расклинцовки возводятся высотные здания, взлетно-посадочные полосы, скоростные трассы, железные дороги и крупные ответственные промышленные объекты, например мосты.

Щебень по способу заклинки применяется для прокладки сельских и подъездных дорог, не испытывающих больших нагрузок. Для закладки фундаментов домов частных зданий, забутовки опорных столбов, обустройства придомовой территории.

расклинцовка

Как выбирать щебень для расклинцовки

Для обустройства строений важного хозяйственного назначения крайне важно использование материала, отвечающего всем необходимым требованиям. Без этого не добиться качественного покрытия. Есть целый ряд показателей, которые должны быть учтены при выборе щебня для расклинцовки.

Происхождение

По своему происхождению щебень может быть:

  • гранитным;
  • габбро;
  • диоритовым;
  • базальтовым;
  • серпентинитовым;
  •  амфиболитовым;
  • мраморным;
  • известняковым.

Последний, как наименее прочный, используется только в частном строительстве.

Гранитный щебень является самым прочным по всех характеристикам.
Более детально ознакомиться с видами щебня, которые можно купить у компании Босс Технолоджи, можно по ссылке https://www.bosstechnology.com.ua/produkciya/shheben/.

Фракционный состав

Для расклинцовки необходим щебень 2-3 разных фракций.

В основание насыпается самое крупное зерно, принимающее на себя основную нагрузку. Согласно ГОСТу это должна быть фракция 40-70 либо 70-120 мм. При строительстве средне и малонагруженных объектов, допустимо использование других стандартов в пределах диапазона.

Для расклинки применяется материал с фракцией 20-40 и 10-20 мм. Финишное заклинивание производится зерном 5-10 мм. Допустимо с этой целью использовать гранитный отсев или щебень нестандартных фракций.

Прочность

Для ответственного строительства используется прочный материал марок от 1000 и выше. Для других целей применяют материал магматического происхождения от М 800, из осадочных пород – М 600. В основание укладывается щебень с прочностью выше минимум на 1 марку.

Лещадность

Лещадным называется плоское, похожее на рыбу леща, зерно. Оно плохо поддается трамбовке. Для расклинцовки следует брать щебень с зерном кубической формы 1 и 2-й группы с процентом лещадности не более 15. Для частных нужд подходит щебень с лещадностью до 35%, группы 3 и 4.

Морозостойкость

Морозостойкость материала это условное количество циклов заморозки-разморозки, которое он способен выдержать не разрушаясь. Она обозначается латинской буквой F. В погодных условиях средней полосы, где зимняя температура достигает показателей до -30 градусов этот показатель материала должен соответствовать марке F100 и выше.

Водопоглощение

Материал, напитанный водой, имеет худшие показатели прочности и морозостойкости. На способность к водопоглощению влияет наличие пор, количество примесей пыли и глины. Поэтому пористый щебень не применяют для расклинцовки.

Водостойкость

Водостойкость определяется по количеству в породе водорастворимых солей. Измеряют по уровню потери массы после вымачивания. Потеря массы в 1% приравнивается к М1, потеря\ 2-3% массы – М2. Этот показатель важен, если запланировано строительства на грунтах, насыщенных влагой.

Содержание зерен слабых пород

Зерна более слабых пород могут быть включены в материал любого происхождения. При нагрузках они склонны быстро разрушаться, приводя к деформациям. Для дорожного покрытия используют щебень с процентом примеси не выше 10.

Насыпная плотность

Это количество щебня на 1м3. Показатель тем ниже, чем крупнее фракция. Стоит учесть, что более лещадный материал имеет также большую насыпную плотность. Этот параметр важен при расчете расхода щебенки на постройку дороги. Если перевести кг в кубы, можно также легко определить количество транспорта для перевозки материала.
Чтобы определить, сколько щебня уйдет на расклинцовку, можно воспользоваться специальными калькуляторами.

Радиоактивность

Всего классов радиоактивности 4:

  • 1-й – до 370 Бк/кг;
  • 2-й – до 740 Бк/кг;
  • 3-й – до 1500 Бк/кг;
  • 4-й – от 1500 Бк/кг.

Первый, как самый безопасный используют в любом строительстве. Второй допустим при возведении пром объектов, находящихся вне пределов жилой зоны. Третий – для прокладки удаленных от населенных пунктов дорог. Четвертый – только с разрешения Сан-эпид службы на значительном удалении от мест поселений.