черный щебень

Свойства, виды и область применения черного щебня

Черный щебень является одним из самых распространенных строительных материалов, который применяет в дорожной отрасли, а также при возведении транспортных узлов и сооружений. Такая популярность связана с его отменными эксплуатационными характеристиками: высокий показатель прочности, пластичности, надежные защитные особенности и водонепроницаемость.

Что такое черный щебень?

Черная щебеночная смесь представляет собой искусственно созданный строительный материал, который получается в результате смешения с различными соединительными жидкими растворами нескольких видов щебня:

В качестве вяжущих компонентов чаще всего используются битумная эмульсия и нефтяной дорожный битум. Технологические процессы обработки раздробленных горных пород происходят в асфальтосмесительном оборудовании или в специальных вращающихся установках.

Виды щебня

В зависимости от размера фракций минерала различают следующие виды:

  • мелкий – 5–15 мм;
  • средний – 20– 40 мм;
  • крупный – 40– 70 мм.

Самая последняя разновидность щебня поддается расклиниванию и является наиболее распространенной. Первая имеет вид крошки, которая обычно добавляется в состав различных смесей и растворов, используемых для укладки верхнего слоя дорожного покрытия.

Щебень делится и на другие виды в зависимости от типа обрабатываемого исходного сырья, его прочности: базальтовый, метаморфический, изверженный и осадочный.

щебень черный

Особенности и преимущества материала

Для того чтобы горная порода приобрела необходимые свойства, ее разогревают. После чего наносится горячий битум или другая вязкая смесь. В итоге получается строительная масса, которая характеризуется отменными для строительства качествами:

  • высокий показатель пластичности, позволяющий максимально уплотнить смесь;
  • водонепроницаемость, обусловленная образованием на поверхности материала защитной прочной пленки;
  • адгезивная составляющая полученной массы, которая отвечает за мгновенное схватывание отдельных частиц;
  • способность полученного слоя на протяжении длительного времени сохранять свою первоначальную форму.

Использование этого материала для укладки дорожного полотна позволяет достигнуть эффекта долговечности.

Сфера применения

Искусственно созданная фракция материала чаще всего используется для выполнения дорожно-строительных работ. На первом этапе засыпается черный щебень крупной фракции в соответствии с принятым ГОСТ. После чего – более мелкий наполнитель.
Щебень должен пропитаться битумом, чтобы в конце заказчик получил прочное, износоустойчивое и долговечное покрытие.

Также материал может быть использован в качестве своеобразной «подушки», когда возводятся здания на участках с повышенным риском подтопления территории подземными водами.

Применение черного щебня в дорожном строительстве

Всего существует 2 способа укладки дорожного полотна черной щебеночной смесью: с расклинцовкой и без нее.

Расклинцовка – это один из методов укладки дороги, при котором происходит «расклинка» крупных фракций материала. Сначала подстилающая поверхность обрабатывается вяжущим материалом. Далее происходит распределение материала самой большой фракции по всей площади. Он уплотняется. Сверху рассыпается более мелкие фракции и снова происходит уплотнение до самого мелкого размера породы.

черный щебень для строительства дорог

Без использования этого способа укладка основания происходит с применением смешанных фракций.

Технологии изготовления и укладки покрытия из черного щебня

Состав строительного материала, его процесс укладки, а также итоговые характеристики продукта установлены ГОСТ 3344 и 8267.
Щебень делится на группы в зависимости от технологии изготовления.

  1. горячий – приготавливается при температурах 120–160º С. Производственный процесс состоит из нескольких этапов: сушка, нагревание, дозирование и перемешивание. Укладка дорожного полотна из полученной смеси происходит в сухом виде.
  2. теплый – заготавливается при температуре 80–120º С.
  3. холодный – может приготавливаться с подогревом или без него. Это зависит от степени вязкости материала. Укладывается смесь, когда ее температура достигнет равного значения с окружающей средой. Также холодная заготовка может храниться несколько месяцев до укладки.

Композиция щебня, получаемого в результате применения последней технологии, не слипается, в отличие от первых двух. Но адгезивные характеристики такого материала намного уступают полученной смеси при горячем или теплом методе. В результате этого, масса используется в ограниченном объеме и только в тех случаях, когда есть возможность сэкономить на закупке материала.