щебеночное основание

Устройство щебеночных оснований и покрытий методом заклинки

Основание это несущий слой дорожной одежды. Его функцией является перенаправление полученной нагрузки на грунт. Создание щебневого или гравийного основания является технологически необходимым этапом создания качественного дорожного покрытия.

Обустраивается основание в 2-3 слоя из материала, обладающего достаточной прочностью и плотностью. Для этого могут использоваться грунтовые насыпи укрепленные цементом. Но лучшим способом устройства дорожного основания считается укладка щебня методом заклинки. Этим же способом обустраиваются покрытия аэродромов.

 Преимущества строительства оснований из щебня

В сравнении с другими грунтовыми материалами щебень по способу заклинки имеет ряд преимуществ:

  • его не нужно дополнительно укреплять цементом;
  • укладочные работы можно вести при любых погодных условиях;
  • дорожные работы возможны без остановки движения транспорта;
  • щебень отлично переносит транспортировку и длительное хранение под открытым небом;
  • обеспечивает однородное покрытие, которое не растрескивается в процессе эксплуатации.

Этапы строительства щебневого основания

Заклинка щебнем — это двухэтапный процесс создания дорожного основания. Он происходит с применением щебневого материала разной плотности и величины фракций.

На первом этапе более крупная, но не слишком плотная фракция материала распределяется по поверхности полотна. Щебень необходимо уплотнить для достижения максимального расклинивающего эффекта. Достигается это при помощи многократного (до 30 раз) прохода катков массой 16 тонн или виброплитами. При необходимости осуществляется подсыпка материала в местах просадки. Взаимозаклинивание облегчает применение поливочных машин. Норма расхода воды – 25 л/м2.

Устройство щебеночных оснований

На этом этапе используют 16 тонные катки на пневмошинах. Допустимо использование прицепных вибрационных или самоходных гладковальцовых катков.

Одноразовая расклинцовка допустима при использовании легкоуплотняемого щебня, прочность ниже 600.

Далее переходят к заклинке щебнем. По поверхности распределяется более мелкий расклинивающий щебневый материал высокой плотности (марка 1000 и более). Используют автогрейдер или щебнераспределитель. Снова производится уплотнение.  И так от 1 до 3-х циклов. С каждым новым циклом размер фракции уменьшают, а вес катка увеличивают. Расход воды на этом этапе составляет 12 л./м2.

Когда перед катком и после него перестает образовываться щебневая волна, покрытие считается достаточно уплотненным и по нему разрешается пускать строительную технику.

Уплотнение расклинивающего слоя щебеня методом заклинки производится катками динамического типа большей массы.

Дорожные работы следует прервать при выпадении обильных осадков, чтобы не допустить переувлажнения щебневого покрытия.

Если после уплотнения последнего слоя, выполненного из шлакового материала, не планируется сразу укладывать вышележащий слой, покрытие необходимо увлажнять в течение 10 дней. Норма расхода воды до 2,5 л./м2.

Виды щебня для устройства основания

Для устройства дорожных оснований методом заклинки применяют щебень двух видов:

  1. Трудноуплотняемый. Для его производства используются изверженные породы и шлаки. Это щебень с маркой прочности от 1000 и выше.
  2. Легкоуплотняемый. Для производства используются изверженные, метаморфические и осадочные породы, пористые шлаки, дающие прочность ниже 1000.

При использовании трудноуплотняемого щебня щебеночное покрытие по способу заклинки насыпается слоем 18-24 см. Чем толще слой, тем тяжелее используется каток для уплотнения.

Допустимая толщина слоя при использовании легкоуплотняемого щебня способом заклинки составляет 22-30 см.